Управление издержками и повышение эффективности: на конференции «Авито Услуг» обсудили тренды и будущее отрасли ремонта и строительства

Управление издержками и повышение эффективности: на конференции "Авито Услуг" обсудили тренды и будущее отрасли ремонта и строительства

Отрасль ремонта и строительства переживает этап обновления и пересмотра бизнес-моделей. В Москве прошла третья ежегодная конференция Авито Услуг, посвящённая рынку ремонта и строительства. Представители компаний, эксперты и предприниматели подвели итоги 2025 года и обсудили тенденции, которые будут определять развитие отрасли в ближайшие годы.

В рамках панельной дискуссии представители отрасли и крупного бизнеса отметили, что после периода бурного роста последних лет рынок выходит на траекторию более рационального развития. На фоне стабилизации спроса строительные компании усиливают внимание к управлению издержками, повышению эффективности и производительности труда. 

Светлана Филимонова, руководитель бизнес-направления «Строительство и ремонт» на Авито Услугах, подчеркнула, что сегодня маржинальность напрямую зависит от управляемости процессов — от ценообразования до загрузки бригад.

Компании, которые продолжают работать по инерции, теряют и качество, и прибыльность. При этом на рынке заметны позитивные тенденции. Растут сегменты строительных услуг, внутренней отделки, благоустройства и сада. С 2020 года устойчиво увеличивается спрос на индивидуальное жилищное строительство, и сейчас проявляется отложенный эффект — владельцы домов активно реконструируют и благоустраивают свои объекты. Мы также наблюдаем переход от модели DIY — «сделай сам» — к формату DIFM — «сделай со мной». Всё больше клиентов доверяют исполнителям основную часть работ, оставляя за собой контроль ключевых решений. Этот тренд поддерживает спрос и открывает новые возможности для подрядчиков и частных мастеров.

С этим согласился Михаил Бурмистров, генеральный директор INFOLine-Аналитики. По его словам, спрос на услуги ремонта и строительства продолжает расти.

Сегодня в России более 21 млн одиночных домохозяйств. Экономически активными становятся молодые потребители, которые предпочитают доверять ремонт профессионалам, а не заниматься им самостоятельно. Ключевым ограничением для рынка остается дефицит мастеров и рабочих, а также рост стоимости услуг — более чем на 70% за последние два года.

Кроме того, меняется структура рынка. Всё больше покупателей выбирают квартиры меньшей площади и объекты с готовой или предчистовой отделкой – 54% квартир, продаваемых застройщиками, — однокомнатные, а 37% — с предчистовой отделкой. Параллельно растет востребованность долгосрочной аренды: за полгода спрос увеличился на 12%. Это также поддерживает сегмент локальных работ.

Читайте также:  В Севастополе объявлена воздушная тревога

В среднесрочной перспективе драйверами строительного и ремонтного рынка станут несколько взаимосвязанных направлений:

  • Рост индивидуального жилищного строительства (ИЖС) — благодаря господдержке, перераспределению спроса из мегаполисов в пригороды, развитие инфраструктуры в малых населенных пунктах и растущий интерес к формату «своего дома» после пандемийных лет. Параллельно с ростом строительства домов будет расти и спрос на услуги по отделке, благоустройству и инженерным системам.
  • Модернизация существующего жилья — в условиях высоких ипотечных ставок потребители вкладываются в улучшение имеющейся недвижимости. Это создает высокий спрос на косметические ремонты, перепланировки, энергоэффективные решения, замену коммуникаций.
  • Благоустройство и садовые работы — долгосрочный тренд на развитие частных участков и придомовых территорий, где растет спрос на локальных мастеров и небольшие подрядные команды.

Участники дискуссии сошлись во мнении, что рынок постепенно становится более зрелым и профессиональным. Его развитие все больше опирается на цифровизацию, стандарты сервиса и качество коммуникации между заказчиком и исполнителем. Цифровые инструменты помогают компаниям сохранять маржинальность при росте себестоимости, снижать маркетинговые издержки и формировать стабильный поток заказов.